Действия властей при захвате граждан морскими пиратами


Действия властей при захвате граждан морскими пиратами

Действия властей при захвате граждан морскими пиратами

26 мая стало известно, что в Аденском заливе у берегов Сомали было захвачено пиратами грузовое судно "Амия Скан". По сообщению владельцев судна, на его борту находились четверо российских офицеров и пять филиппинских моряков.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, которая вступила в силу с 16 ноября 1994 года, все государства в максимально возможной степени обязаны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны.

Согласно западным статистическим данным, около 90% пиратских акций на море происходят в акваториях, прилегающих к развивающимся странам, правительственные структуры которых (в том числе правоохранительные, разведывательные и дипломатические) оказываются неэффективными, слабо финансируемыми и некомпетентными в борьбе с морским терроризмом.

Согласованные действия патрульных сил ВМС стран самого опасного морского региона - Юго-Восточной Азии, на практике выражаются лишь в ограниченном обмене разведывательной информацией и обсуждении проблемы на региональных конференциях различного уровня. Тем не менее со стороны правительств стран региона предпринимаются некоторые антипиратские меры. В конце 2005 года представители Японии, Сингапура, Камбоджи и Лаоса подписали «Региональное соглашение о сотрудничестве в противодействии пиратству и вооруженным нападениям на корабли в Азии». Морская полиция Малайзии усилила контроль над обстановкой в Малаккском проливе и взаимодействие с соответствующими службами Индонезии. ВМС Филиппин приступили к регулярному патрулированию в акватории архипелага Сулу. Япония направила два патрульных самолета для борьбы с пиратами, нападающими на японские суда в водах Юго-Восточной Азии.

В 1991 году Международной торговой палатой в малазийской столице Куала-Лумпур был создан Центр по борьбе с пиратством. В Калифорнии работает учебный центр подготовки специалистов по борьбе с морскими разбойниками. Центр тренирует антипиратские подразделения для военно-морских сил Индонезии, Филиппин и Таиланда. Эти страны постоянно проводят морские учения по борьбе с морскими грабителями.

Вместе с тем, большинство стран региона не допускают иностранные военные корабли в свои территориальные воды.

Некоторые случаи силовых действий в отношении морских пиратов.

Первый известный случай, когда официальным властям удалось отбить у пиратов захваченное судно, произошел в ноябре 1999 года в Арабском море, когда индийский корвет Prahar, применив силу, освободил ранее захваченное пиратами грузовое судно Alondra Rainbow. После 12 дней преследования корвет с помощью двух самолетов‑разведчиков и патрульных катеров индийской береговой охраны обезвредил пиратов и возвратил похищенное судно владельцу.

18 марта 2006 года у берегов Сомали произошла перестрелка между двумя кораблями ВМС США ‑ ракетным крейсером «Кейп Сент‑Джордж» и ракетным эсминцем «Гонсалес», и пиратским судном. Первыми открыло огонь пиратское судно после того, как американский патруль подал сигнал о намерении проверить показавшуюся подозрительной лодку. В результате этого инцидента один пират был убит и еще пять человек получили ранения.

4 апреля 2008 года у побережья Сомали в Аденском заливе пираты захватили французскую яхту "Ле Понан" с командой 32 человека, потребовав крупный выкуп. В свою очередь Франция начала подготовку масштабной операции по силовому освобождению команды "Ле Понан". Решение французских военных поддержало правительство Сомали, которое позволила им зайти в территориальные воды.

Спецоперация началась 11 апреля после того, как пираты получили выкуп и освободили экипаж. Спецназовцы ВМС, а также бойцы элитного антитеррористического подразделения французской жандармерии десантировались с воздуха на военные корабли.

К тому моменту, когда военные прибыли на место происшествия, пираты пытались пересесть в заранее подогнанные грузовики. Однако их начали преследовать вертолеты, поднятые с французских кораблей. Военным удалось прострелить двигатель автомобиля, после чего захватчиков, увозивших часть выкупа, задержали.

Захваченное в Аденском заливе 21 апреля 2008 года дубайское судно "Аль‑Каледж" отбили вооруженные силы полуавтономного сомалийского региона Путленда. Армия предприняла штурм судна. Все заложники были освобождены, пираты арестованы. В перестрелке пострадали три человека.

В этот же день, 21 апреля, пираты на быстроходном катере попытались захватить японский танкер "Такаяма", следовавший из Южной Кореи в Саудовскую Аравию. Танкер спас находившийся в 90 километрах от места событий немецкий фрегат "Эмден", патрулирующий воды Аденского залива в рамках антитеррористической операции Enduring Freedom. Получив сигнал бедствия с "Такаямы", "Эмден" немедленно направился к месту происшествия, одновременно выслав вперед палубный вертолет. Одного появления вертолета и фрегата было достаточно, чтобы пираты обратились в бегство.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.